Лучникова Татьяна Александровна

Из опыта работы по экологическому воспитанию.

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его активной позиции в решении насущных задач. Экологическое воспитание и образование возникло на базе природоохранной деятельности детских садов. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и ДОУ. Родителей необходимо вовлечь, приобщить и заинтересовать их жизнью детского сада, постоянно держать в курсе всех событий, помочь завоевать истинный авторитет у своего ребенка.

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности  в человеке.

Экологическое образование и воспитание дошкольников –приоритетное направление в работе детского сада. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. По экологическому воспитанию мною было разработан и реализован с детьми проект «Юные экологи»,  программно-методическое пособие «Друзья природы», главная цель которого – формирование элементарной экологической культуры, знаний о природе, воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка.

Важнейшими задачами являются:

  • воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического целенаправленного общенья с окружающим миром:
  • формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности;
  • установление взаимопонимания между педагогами, детьми, и их родителями;
  • экологизация быта и семейных традиций.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Убеждения человека формируются с детства. Поэтому одна из главных нравственных задач, стоящая передо мной как воспитателя и перед родителями – воспитать любовь к родному краю, а значит, и бережное отношение к природе.

В программу экологического воспитания входит знакомство детей с трудовыми достижениями своих земляков, наблюдения, занятия, прогулки, экскурсии, экологические праздники, уроки поведения на природе. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и ДОУ. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь, приобщить и заинтересовать их жизнью детского сада, постоянно держать в курсе всех событий, помочь завоевать истинный авторитет у своего ребенка. Что я и стараюсь делать.

В рамках проекта «Хлеб – всему голова» с помощью родителей в группе создан «Музей хлеба». Дети познакомились с историей пшеницы, муки, хлеба. У них сформировалось бережное отношение к хлебу.

Ежегодно проводится анкетирование родителей с целью определения их отношения к эколого-краеведческому воспитанию дошкольников, а также выявить общий уровень знаний родителей в вопросах экологического воспитания, их позиции и взгляды, какие темы актуальны для родителей, какую практическую помощь хотели бы они получить.

На территории нашего ДОУ имеются уголки леса, сада, луга, огород, цветники, создана экологическая тропа, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью.

 

Поэтические образы природы надолго сохраняются в детской памяти. Научившись с детства понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, ребенок и в дальнейшем будет испытывать на себе ее благотворное влияние. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения ко всему живому, стремление беречь и охранять, ухаживать за ним. Моя задача – пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость. Но эстетические чувства и переживания ребенка нуждаются в воспитании и упражнении. Детям дошкольного возраста трудно самостоятельно постигать эстетические и нравственные ценности. Здесь велика роль взрослого, который должен не только научить ребенка воспринимать красивое, видеть, чувствовать и понимать его, но должен воспитать желание действовать, отвечать на прекрасное своим собственным участием в создании прекрасного. И тогда любовь к красоте поселится в сердце ребенка, которое станет добрее, а глаза – зорче. Провела для родителей беседу «Защитим планету». Где рассказала о том, как проводить прогулки с детьми в природу.  Вместе с родителями обсудили правила поведения в природе: без разрешения не рвать растения, н ломать веток деревьев, не разорять птичьих гнёзд, оставлять место отдыха всегда чистым и т.д. Предложила родителям находясь в лесу, на берегу водоема собирать разнообразный природный материал (листья, веточки, шишки, желуди, ракушки, камешки и др.), который в дальнейшим можно использовать при изготовлении поделок. Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, дает реальное воплощение мысли, фантазии. Изготовление поделок не только сближает детей с природой, но и дает радость созидания, творчества.

Традиционно организую выставки – конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей:

  • «Осенняя фантазия»
  • «Дары природы»
  • «Новогодняя фантазия»
  • «Зимний букет»
  • «Птичий домик»
  • «Птичья столовая»

Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребенка в детском саду.

Принимаем участие в выставках цветов в сельском ДК, где нас неоднократно награждали грамотами.

Особо хочу остановиться на природоохранных акциях:

  • «Братья наши меньшие»
  • «Поможем пернатым»
  • «Зеленая елочка – живая иголочка»
  • «Береги воду»
  • «Первоцветы»
  • «Люблю берёзку русскую»

 

Основная цель их проведения – это пропаганда экологических знаний, ликвидация экологической безграмотности и формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.

С этой целью мною разработаны экологические правила для дошкольников. Детей необходимо приучать смотреть на окружающий мир добрыми глазами видеть красоту родного края, слушать пение птиц, шелест берез, скрип снега, звон ручья, прививать любовь ко всему живому. Тогда можно будет надеяться, что ни один выпускник детского сада никогда не разрушит муравейник, не обидит даже самое маленькое живое существо, а полученные знания дети сохранят на всю жизнь.

В проводимых акциях принимают активное участие педагоги, дети и их родители.

Осенью стартует акция в защиту зимующих птиц «Поможем пернатым», которая продолжается в течение всей зимы. В рамках этой природоохранной акции, проводятся ряд мероприятий, согласно разработанному плану.

Перед Новым годом проходят ежегодная природоохранная акция в защиту елочек. «Зеленая елочка – живая иголочка». Традиционно, весной, в нашем детском саду проходят экологические праздники и акции, посвященные «Дню птиц», «Дню земли». Я довожу до сведения родителей информацию, что добыча березового сока, сбор первоцветов, ландышей и обламывание веток черемухи влечет за собой административное наказание за повреждение зеленых насаждений.

Таким образом, я постоянно привлекаю детей и их родителей к тесному общению с природой, познанию мира флоры и фауны. Только мы, взрослые, можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества.

Человек – частица природы. И мы должны уметь жить в ладу с ней. Беречь ее, не наносить ей вреда и всячески стараться воссоздать то, что потеряно сегодня.

 

Полноценно решать задачи воспитательно-образовательного процесса помогают мне разные виды деятельности.

Педагогический процесс организован на основе создания проблемных ситуаций мною, как педагогом, и поиском выхода из них детьми при рационально организованной развивающей среде, где дети экспериментировали, исследовали, моделировали, конструировали и играли с изготовленными своими руками предметами.

Мой педагогический опыт показывает, что, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Моя задача, как педагога в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Я уверенна, что очень важно, чтобы каждый ребенок с малых лет понял: человек и природа  взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о себе, о своем будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку.

Основные экологические представления дети получают во время непосредственной образовательной деятельности, которую провожу в индивидуальной, фронтальной, подгрупповой форме.  Здесь дети получают элементарные знания, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей.  Но настоящий интерес к познанию природы и бережного отношения к ней появляются у детей лишь в процессе ежедневного общения с природой.

К.Д. Ушинский говорил: «...что день, проведенный ребенком среди рощ и полей... заменяет много недель на учебной скамье». Поэтому среди разнообразных методов и форм экологического воспитания дошкольников ведущее место я отвожу наблюдению. Ведь наблюдение - метод чувственного познания природы. Через наблюдения дети получают возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, воспитывается любовь к родной природе. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, развивается в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, сравнивать.

Многообразие явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении, на участке детского сада и в ближайшем окружении, позволяет мне организовывать разнообразные наблюдения. Каждый раз я продумываю форму, содержание, методы проведения наблюдений. Ведь моя цель – пробудить интерес, познавательную активность детей, развить наблюдательность, желание и умение смотреть на мир. Для успешного достижения поставленной цели я продумываю и использую специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задаю вопросы, предлагаю обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств и форм восприятия - зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, кинестетического в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Моя практика показывает, что методом наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе.

В группе создан природный уголок, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.                                                       

Разработанная мной диагностика экологических знаний, умений, навыков детей позволяет мне более объективно, более обстоятельно и точно определить результат своей работы. А результат виден в детях:

- знания детей о живой и неживой природе выросли;

- выросла познавательная активность детей;

- бережно относятся к растениям и животным;

- стараются не навредить природе, отрицательно реагируют на негативные поступки (со слов родителей). За организацию работы по экологическому воспитанию мы получили Диплом от оргкомитета г. Камень-на-оби и Благодарность из г. Барнаула.

                                                            Всё хорошее в людях – из детства!
                                                           Как истоки добра пробудить?
                                                           Прикоснуться к природе всем сердцем:
                                                           Удивиться, узнать, полюбить!
                                                           Я хочу, чтоб земля расцветала,
                                                           И росли, как цветы, малыши,
                                                           Чтоб для них экология стала -
                                                           Не наукой, а частью души!

 

Оставить комментарий: